Мир полон чудес (работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР ПОЛОН ЧУДЕС»

Срок обучения 1 год .

(Программа для детей младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Практические задания по программе "Мир полон чудес"

 

Направленность программы.

Образовательная  программа «Мир полон чудес» для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Образовательная программа  «Мир полон чудес» - модифицированного типа, так как разработана на основе таких образовательных авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой;  «Мир полон чудес» О.Н. Кузнецовой (ДЭБЦ. г. Ростов-на-Дону), «Флористика» Е.А. Тарасовой  (ДЭБЦ. г. Ростов-на-Дону) с учётом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа составлена с учётом нормативно – правовых  документов по  работе  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья (Приложение 1).

Обоснование необходимости разработки программы:

Актуальность.

Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного и среднего  возраста,  прикладное и художественное творчество обладают необходимой эмоциональностью,  привлекательностью, эффективностью.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда формируется его здоровье, происходит развитие личности. В то же время это годы, когда имеющиеся социальные и эмоциональные проблемы могут привести к тяжелым последствиям в молодости и взрослой жизни.

Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми с ограниченными возможностями здоровья – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, очень одаренные, проблема в том, как ввести их в социум.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Только для этого ему нужно создать специальные условия.

Вопрос проведения занятий дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным и жизненно необходимым. Необходимость продиктована тем, что многие дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования. Но многие талантливы и хотят заниматься в различных кружках. Дополнительное образование предоставляет им такую возможность, оно социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении и развивает их творчество, формирует разнообразные умения у детей, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям. Система дополнительного образования способствует тому, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя изолированным в обществе и жизни.

Педагогическая целесоообразность.

Творчество-это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. На занятиях кружка «Мир полон чудес» ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это возможность приобретения  практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости.

Программа способствует развитию интереса у детей к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, активному приобщению к художественному и декоративно-прикладному творчеству.

Отличительные особенности программы.

Главное в программе – не конкретные знания и умения, полученные ребенком с ограниченными возможностями здоровья в творческом кружке, а существенные компоненты развивающейся личности – направленность интересов, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношений к себе, людям, миру; познание себя, самореализация, ведущие потребности, индивидуальные проявления и т.д.

Данная программа – не самоцель, а одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности.      Введение в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья занятий творчеством социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Программа кружка дает возможность  стимулировать развитие ребёнка путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребёнка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей. Активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками.  Поэтому развитию моторики рук уделяется большое внимание. Изготовление аппликаций из салфеток путём скатывания шариков из кусочков салфетки и оформление из них работы, мозаика из рваных кусочков бумаги,  как нельзя лучше способствуют решению этой задачи.

Развивая моторику, создаются  предпосылки для становления многих психических процессов.  Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость.  Поэтому занятия по программе «Мир полон чудес» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Дистанционное обучение позволяет каждому ребенку заниматься  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины – это позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося.

Отличительной особенностью обучения по данной образовательной программе является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий педагогического общения с обучающимися  находящихся на расстоянии от образовательного центра.Программа рассчитана на освоение материала в дистанционной форме посредством электронных средств связи.

Цель -развитие творческих способностей и активной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья  в освоении изобразительного и декоративно-прикладного творчества, через дистанционное обучение.

Задачи, способствующие достижению цели:

- Освоение детьми знаний по различным аспектам изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

-   Знакомство с простейшими материалами и инструментами, с приемами работы с ними, техникой безопасности при работе;

-   Формирование навыков изобразительной и прикладной деятельности как средства самовыражения ребенка;

-    Развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка;

-    Развитие цветоощущения, зрительной памяти, творческого мышления, художественно-творческой активности, фантазии;

-    Совершенствование  художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

-    Воспитание нравственных качеств личности детей;

-    Воспитание бережного отношения к родной природе;

-    Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности;

-    Развитие мелкой моторики рук и коррекции;

-    Увеличение способности детей к концентрации внимания.

-    Способствование формированию навыков работы детей с электронной почтой.

Принципы реализации программы:

При разработке программы использовались такие принципы, как:

-    Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка и родителя;

-    Принцип доступности - заключается в простоте изложения и понимания материала;

-    Принцип свободы выбора ребёнком содержания деятельности;

-    Принцип дидактики- усвоения материала методом от простого к сложному, отбирается только то, что может воспринять ребенок;

-    Принцип наглядности- предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;

-    Принцип перехода от репродуктивных видов деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к самостоятельной  творческой деятельности;

Методы художественно - эстетического воспитания:

-    метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-    метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-    метод  привлечения жизненного опыта детей;

Внедрение программы в образовательный процесс подразумевает  использование новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов, электронных средств связи.  В зависимости от конкретных условий, материалов, требований и интересов учащихся педагоги могут предложить внести  изменения в содержание, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.

Условия реализации программы:

По данной образовательной программе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, владеющие основами работы на персональном компьютере, в течение 1 года, всего 72 часа. Возраст детей младший и средний школьный возраст.

Программа нацелена на самостоятельное изучение тем и выполнение практических работ. Материал представлен как веселые творческие мастерские.

С целью управления учебным процессом, общения педагога с обучающимися, получения обратной связи применяется электронная почта, сайт образовательного учреждения.

Учебный материал образовательной программы дистанционных курсов «Мир полон чудес» представляет кейс – технологию и размещается на официальном сайте учреждения (http://ecocentr61.ru/).

Материал состоит из теоретической части, практических заданий и контрольных работ. Учащийся, изучив тему, выполнив контрольную работу и практическое задание, должен отправить фотографию самостоятельно выполненного им изделия  на электронный адрес сетевого преподавателя  ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).

По количеству правильно выполненных творческих заданий знания и умения  учащегося оцениваются как высокий, средний и низкий уровни. Невыполненная работа засчитывается как  показатель низкого уровня знаний и умений.

Приобщение родителей к деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, во время дистанционного обучения даёт возможность семьям детей  узнать о возможностях Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть “комплекс беды”, характерный для многих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  Консультации для родителей проводятся по электронной почте в течение недели. Родители  могут совместно с детьми участвовать в выполнении заданий.

Результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является   способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами прикладного и изобразительного искусства может каждый кружковец, по-настоящему желающий этого.

Контрольные работы выполняются детьми по окончании изучения и освоения задания. Выполненные задания обучающиеся отправляют по электронной почте в течение 5 – 7 дней. Творческие работы и результаты детей будут размещены на официальном сайте учреждения «Детского эколого-биологического центра».

Электронные версии творческих работ учащихся могут участвовать в дистанционных всероссийских и международных конкурсах рисунков, что является показателем результативности и стимулирования деятельности ребенка обучения по программе «Мир полон чудес».

Для успешной реализации программа предполагает наличие в образовательном учреждении или у обучающегося следующей материально-технической базы:

 

  • ПК с выходом в Интернет
  • цифровой фотоаппарат
  • инструменты и материалы:

 

 

 

-    бумага писчая, цветная,копировальная,

-    цветной картон,

-    ножницы канцелярские,

-    карандаши цветные,

-    карандаши простые,

-    альбом для рисования,

-    краски акварельные, гуашь,

-    кисти № 2, 3, 5, 8, 12 «белка», «колонок», плоские,

-    клей ПВА,клей карандаш, клей полимерный,

-    засушенные листья и цветы,

-    семена и косточки,

-    опилки,

-    ячная скорлупа,

-    салфетки,

-    бисер и бусины.

К концу курса обучения обучающийся должен:

  • правила техники безопасности;
  • уметь выполнять работу по образцу;
  • работать по трафаретам и  шаблонам;
  • уметь выполнять творческую итоговую работу по изученным темам;
  • владеть основными приемами работы изучаемых техник;
  • уметь работать с электронной почтой;
  • уметь работать в программе Winrar.